Я вернулся. Полтора года прошло с момента публикации последней статьи. Хотя, это даже и статьей-то назвать нельзя. Так, линк на МФорум, на котором я, кстати, уже как года два не работаю. Хотел бы наверстать хоть немного упущенное и рассказать о жизни.
Если честно, эта статья валялась в черновиках с лета и я постоянно обновлял и дополнял её. Лучше было бы, конечно, написать о каждом событии отдельно, в разных постах и своевременно, но не получилось, увы. Так что пока у меня есть время, большое желание и силы (и пока ещё не началась учеба в Вышке (прим. давно уже началась :)) решил-таки написать в блог после такого долгого перерыва.
В общем, с октября 2012 года в моей жизни произошло много кардинальных перемен. Ну самое первое (и главное) — я уехал учиться в Москву. Не буду ходить вокруг да около, скажу сразу, поступил в «Высшую школу экономики» на направление «прикладная математика и информатика»
Всё началось с сентября, когда я перешёл в одиннадцатый класс. Довольно быстро понял, чтобы нормально сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз, нужно готовиться. Я не скажу, что всегда мечтал о Москве и каком-нибудь крутом вузе. Да, я стремился к этому и очень рад, что в итоге всё получилось, но, знаете, просто бывает так, что люди готовятся чуть ли не с первого класса. У меня такого не было. Да, я всегда учился на «четверки» и «пятерки», но каких-то особенных способностей за собой не наблюдал. Наверное, именно поэтому и не участвовал в олимпиадах и всевозможных конкурсах. Сейчас уже только понимаю, что зря. Может быть у меня и получилось бы что-то. Так что первый же совет школьникам — участвуйте в олимпиадах. Пробуйте, пытайтесь. Если займете какое-нибудь место, то поступление будет гарантировано. Но вернёмся к теме. Как вы уже поняли, рассчитывать мне можно было только на ЕГЭ. И тут встал вопрос: «Как за год выучить четыре предмета»? Да, сдавать я решил, помимо обязательных русского и математики, физику и информатику. Разумеется, в школе подготовку к ЕГЭ мы начали ещё в 10 классе, но по-настоящему учиться стал лишь в одиннадцатом.
Сначала предстояло оценить свои способности в предметах. Не знаю, будет ли кому интересно, но, чтобы вы примерно знали и сравнивали, расскажу о себе, так сказать: «Мой опыт сдачи ЕГЭ» :)
Начнём с русского. По русскому языку у меня всегда (с первого и по одиннадцатый классы) была «четвёрка». Почему так? А вот не знаю :) Наверное, из-за глупых ошибок, которые я постоянно допускаю в грамматике и пунктуации ( и в этом тексте, поверьте, если хорошо посмотреть, найдётся много нарушений :)) Хотя, надо отдать должное сочинениям. Их я всегда писал хорошо и учителя меня хвалили. Так что уже «родная» оценка 5/3 (первая за содержание, вторая за грамотность) сопровождала меня вплоть до последнего года обучения.
Итак, о ЕГЭ по русскому языку. Структура предельно проста. Три части, три с половиной часа. В первой обычные тесты. Их 30 штук. Есть вопрос, четыре варианта ответа. Темы охватывают весь курс. Во второй части нужно кратко написать (уже самому) слово, либо правильную последовательность цифр. Ну, например, в каком предложении находится сочинительный союз, или как называется тот или иной способ связи, словообразования и т.д. Третья часть — сочинение по прочитанному тексту, в котором обязательно нужно обозначить проблему, рассказать о своём мнении и о мнении автора, привести аргументы и написать заключение. Части «A» и «B» проверяет компьютер, «С» — эксперты, среди которых учителя школ и преподаватели вузов.
Как готовился к русскому? Если честно, почти никак. Репетитора не было. Тесты решал раз, два в неделю на факультативах в школе. Сочинения тоже писал время от времени, правда с ними сразу всё хорошо сложилось. Не знаю, я с детства люблю писать (вы, наверное, уже поняли :), поэтому особых проблем в этом плане у меня не было. А вот с частями «A» и «B» (даже больше «B») стоило повозиться. Если с первой частью справится и ребёнок (ну серьёзно, ЕГЭ по русскому очень простой (все же ведь знают свой родной язык, правда? :)), ведь там нужно просто выбрать правильный ответ (в большинстве случаев неправильно написание, употребление слова, ударение сами бросаются в глаза), то вот со второй… Дело в том, что в части «B» необходимо знать уже точную теорию, плюс вы пишите ответ сами. Думаю, не только у меня бывает так, что знаешь как написать правильно, где поставить запятую, а объяснить не можешь. Ты просто знаешь и всё. Так вот, в «B» части как раз-таки нужно знать все объяснения, иначе никак. Для этого стоит повторить все правила, исключения и т.д. Не знаю даже, что и порекомендовать. У меня и книжек по подготовке почти не было. Посоветую, много-много читать. Неважно что. Во-первых, слова запоминаются, причем их правильное написание, во-вторых, запоминается сюжет и в аргументы для сочинения сами «всплывут» в нужный момент.
О математике. Что касается оценок, то у меня чередовались «четвёрки» и «пятёрки». Я никогда серьёзно не занимался алгеброй. Бывало так, что я «тупил» над простейшими задачами. По крайней мере так было до одиннадцатого класса. А вот геометрию очень любил. Можно сказать, с первого же занятия. По ней были «пятёрки» :)
Теперь перейдём к ЕГЭ по математике. Всего в экзамене две части («B» и «C» соответственно). Тестов нет. Именно поэтому я часто не понимаю тех, кто ругает ЕГЭ за то, что, мол, пришел, наугад поставил — сдал. Живой пример — математика. Тестов в этом экзамене, повторюсь, нет. Придется всё считать самому (ну или ставьте цифру наугад, только не из четырех, а от -бесконечно до +бесконечности… вдруг повезёт :)). Да, первые пять заданий для пятиклассника и если решить их, то уже пройдёшь порог. Но ведь в любом случае, что-то посчитать самому нужно. И если человеку не нужна математика для поступления, то ему хватит. Тем более, что эти задания, так сказать, «из реальной жизни». Ну, допустим, сколько сдачи вам дадут, сколько сырков вы сможете купить на заданную сумму и т.д. В общем, в первой части четырнадцать заданий. Они охватывают почти все разделы математики и начал анализа, а также геометрию. В принципе, ничего сложного. Видите задачу, решаете, пишите в бланк ответ. Во второй части — 6 супер-сложных заданий, полное решение которых записывается на отдельных листах.
Как готовился к математике….ух. Тут писать придется очень долго. Как я уже сказал, в математике я разобрался только в одиннадцатом классе. Да, среди одноклассников по предмету я всегда был в числе первых, но тут, конечно, стоит отметить, что учился в самой обычной районной школе. Не стоит сравнивать с учащимися физико-математических школ. По крайней мере, повторюсь, до одиннадцатого класса. А что случилось в одиннадцатом классе? Можно сказать, я буквально утонул в математике. Каждый день прорешивал кучу вариантов, активно участвовал в проводимых в группах по подготовке к ЕГЭ в ВК мероприятиях, ходил на вебинары, смотрел ОЧЕНЬ много всевозможных видеоуроков. Поэтому, мне бы очень хотелось бы поделиться накопленным материалом (точнее ресурсами) с вами. Наверняка, найдутся среди читающих эту статью будущие абитуриенты, которым будет полезно.
1. Что касается части B, то небезызвестный http://reshuege.ru/ Дмитрия Гущина однозначно в лидерах (кстати, там есть все предметы, а не только математика). По сути, тот же открытый банк заданий, но с подробным решением и комментариями на каждое задание. Кстати, есть ещё неплохая книжка от создателя сайта. Продается в Роспечати. Советую.
2. Сайт http://alexlarin.net Александра Александровича Ларина. Если надоело решать однотипные задачки части B, то добро пожаловать сюда. Каждую неделю публикуются эксклюзивные варианты, которые успели зарекомендовать себя как варианты повышенной сложности. На самом сайте также много полезных разделов и материалов ЕГЭ прошлых лет с объяснениями.
Грех не упомянуть и об одноименном форуме http://alexlarin.com , среди пользователей которого немало профессиональных репетиторов, экспертов, учителей и преподавателей. Лично мне не раз помогали с “непонятками” в C-части. Вообще, данный форум — настоящее сокровище при подготовке. Здесь вам помогут и подскажут, будьте уверены :)
3. Сайт Павла Бердова http://www.berdov.com/ Великолепное объяснение заданий B3 (метод узлов), B11 (метод коэффициентов), B12 (подробно разобраны все типы задач) и B14. Разбор остальных заданий тоже есть, просто эти больше всего запомнились.
4. Сайт Инны Владимировны Фельдман http://ege-ok.ru/ Кто хочет научиться решать B13 — только туда. Подробно разобраны все задачи, великолепное объяснение. Особенно мне понравились задачи на смеси и сплавы. У автора также есть канал на YouTube http://www.youtube.com/user/1960inna Тонна полезных видероликов (деление многочлена на двучлен, задачи C2 с сечением, параметры в C5). В общем, сайт однозначно в закладки.
5. Сайт Ольги Игоревны Себедаш http://egetrener.ru Неповторимое объяснение задач C-части. C4, C5 и C6 однозначно только тут. Кстати, у автора есть диски и подборки. Лично я не покупал, т.к. хватило бесплатных материалов на сайте, но не сомневаюсь, что и они хороши. И вновь о C5. Как хорошо, что в своё время я посмотрел вот этот ролик http://egetrener.ru/view_rolik.php?id=437 Центр и Урал, да-да, наше с вами задание, только чуть цифры другие и касание у нас очевиднее было. Собственно, благодаря тому, что в своё время посмотрел ролик и законспектировал материал, решил на 4 из 4 данное задание. Графически. Ни к чему, слава Богу, не придрались. Вот так вот.
6. Сайт http://ege-study.ru/materialy-ege/ во главе с Анной Георгиевной Малковой. Очень много полезных статей. Благодаря этому сайту, наконец-то разобрался с модулями и теорией вероятности. Кстати, по B10 есть прекрасное видео http://www.youtube.com/watch?v=BnSTdc3VX2Y , в котором Анна Георгиевна разбирает все типы задач (даже самые экзотические). Такого я нигде не видел. Ещё стоит отметить видео с семинаром для преподавателей по C5 http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6zP_FyvBxkk Крайне рекомендую к просмотру.
Теперь перейдем к YouTube. На мой взгляд, видеоуроки — это самый эффективный способ обучения. Всё наглядно и просто, решаешь вместе с ведущим, конспектируешь. Итак:
7. Канал школы “Хочу знать”. Советую блоки видео “Как решать С1, C2 и C5” руководителя школы Юрия Спивака. В частности, именно благодаря ему научился решать C2 координатным методом. Отличное объяснение, понимаешь с ходу. На канале также есть несколько объяснений задания C3 преподавателя Валерии Игнатьевой. Метод рационализации, оценка и т.д. Начинал учить C3 именно с этих роликов. Кстати, на канале есть много уроков и по другим предметам. Лично я ещё смотрел физику. Отдельная история, но видеоруки по ней от Дмитрия Побединского также высокого уровня.
8. Ещё несколько замечательных каналов:
http://www.youtube.com/channel/UCLeHQQsMtvO8xIsetYRG5xw
(Your School). Больше всего запомнились ролики по C3 и С4. Отличное объяснение.
http://www.youtube.com/channel/UC0iVXUmtQ1_BxvgXmlvU3ig
(Центр онлайн-обучения «100EGE.ru»). Преподаватели ведущих вузов России, стоя у доски, объясняют материал. Один из немногих каналов такого уровня.
http://www.youtube.com/channel/UC4VskKvlmt0GOR2fa-C5IzA
(VideoEGE.ru). Кстати, на канале также есть отличные ролики по информатике. В своё время, учил A и B части только по ним.
http://www.youtube.com/user/lancmanilya
(Образовательный центр “Эврика”). К сожалению, нашел данный канал только в мае. Судя по списку, довольно много качественных видеоуроков. Я же смотрел лишь курс по B8 и B10. Понравилось.
http://www.youtube.com/channel/UCP4ZkYVW3twRgX9knANWyrg
Ещё один хороший канал, но также нашёл недавно. Прельстило наличие уроков по высшей математике. Подписался :)
Видеоруки от Владимира Захарова. Понравилось объяснение всех задач C-части. Также есть много записей полезных вебинаров, в частности по C3 и C5.
Фух…Наверное, это всё. Разумеется, есть и другие ресурсы по подготовке. Здесь я перечислил лишь те, которые нашёл я, и которые помогли мне при подготовке к ЕГЭ по математике. Кстати, в ВК есть крутой паблик для подготовки http://vk.com/math_100 Советую (нет, я НАСТАИВАЮ) подписаться. Он очень крутой))
Как вы уже поняли, я готовился ко всем заданиям. Решил сразу, что не буду закрывать глаза на часть «C». Да и в любом случае, без неё нормально сдать ЕГЭ по математике и поступить в технический вуз нереально. И чтобы вам не говорили учителя, знакомые, друзья, пробуйте решать часть «С». Поверьте, первые три задания достаточно несложные. C4, C5 и C6, соглашусь, требуют особой подготовки. Хотя, забегая вперед скажу, что на моём экзамене они были относительно легкими, так что в любом случае смотрите. Например, C6. Да, олимпиадное задание, но 1-2 балла получить реально, если внимательно прочитать и понять, что от тебя хотят. Что касается части «B», то здесь задания более или менее однотипны. Тем более, что сейчас, слышал, есть открытый банк заданий этой части, из которого впоследствии будут формироваться реальные варианты. Мы решали много заданий части «B» в школе. Из книжек, кому мало того огромного списка сайтов, могут посоветовать Лысенко. Задания, правда, там бывают специфические, которые вряд ли попадутся на экзамене, но всё же. Это настоящее спасение тем, кому надоели монотонные и однообразные задачки из сборника ФИПИ (которые, кстати, в большинстве своём потом и оказываются на реальном экзамене).
Теперь об информатике. Так как я решил идти на IT-направление (ну или хотя бы что-то приближенное к математике и технологиям), мне необходимо было сдать ЕГЭ по информатике. В школе, не буду врать, как таковой информатики и не было. Это привычная ситуация, и, думаю, в 90% обычных школах всё обстоит похожим образом. Это как, знаете, с иностранными языками. Хочешь знать язык на нормальном уровне — иди в профильную школу. Не те это предметы, которые каждый должен учить. Поэтому, информатика была сродни физкультуры, технологии и прочим «необязательным» предметам. Разумеется, по ИКТ у меня всегда была «пятёрка», как, наверное, и у доброй половины нашего класса :))
Сам экзамен несложный, если ограничиться только первые двумя частями. Поверьте, научиться решать их можно за вполне короткий промежуток времени. А вот часть C… Мне в этом плане помог репетитор, к которому я ходил раз в неделю и который учил меня программированию. Дело в том, что C-часть — сплошное программирование. Там есть одно задание не из этой песни, но оно всего одно! Так что высоких баллов, если вы не знаете ни один язык программирования, ждать не стоит. В школе у нас примерно два месяца был Basic, да и то, в 9-ом классе, который все благополучно забыли. В принципе, можно было повторить его и писать на нём, но, к примеру, задание C4 довольно сложное, и на Basic-е написать его непросто. К тому же, пришлось бы учить много нового по уже, можно сказать, старому и ненужному языку, который вам вряд ли где-либо после пригодится. Так было решено остановиться на Паскале. За год я выучил синтаксис, научился алгоритмам и благополучно решил правильно всю C-часть (правда C4 попалось «халявное», обычно там задачки посложнее). Так что, программирование, точнее знание его хотя бы на относительно нормальном уровне — залог успешной сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Наконец о физике. Я был убежден, что постпулю с информатикой, но на всякий случай сдавал ещё и физику. Если честно, экзамен непростой. Во всяком случае для меня, так как с физикой всегда были проблемы. Сдать его на «тройку» тоже нужно постараться. Дело в том, что разделов в школьной физике достаточно много, формул немеренно, теории тоже. Никогда не знаешь, что именно пригодится тебе в той или иной задаче. Плюс, в физике ключевую роль играет именно понимание сути, как всё устроено изнутри. Без этого придется очень туго. Это не тот экзамен, где можно спустя рукава посчитать, просто подставив в формулу, и написать ответ.
Первая часть включает тестовые задания. Сразу скажу: хоть это и тестовые задания, но «угадать» правильный ответ очень сложно. Можно отбросить один, два варианта, но почти всегда будешь сомневаться между последними двумя. В части «B» необходимо записать верную последовательность цифр. Допустим, вам дана ситуация и написано, как изменятся те или иные величины (уменьшатся, останутся без изменений, увеличатся). Часть «C» — шесть задач, полное решение которых, как и в математике, нужно записать на отдельном листочке.
Подготовка к этому предмету, увы, лично у меня не включала ничего интересного. В принципе, имея хорошую базу готовиться и не надо. Дальше школьной программы там не прыгают. А вот подготовиться за год с нуля сложно. Но если вы хоть когда-нибудь учили физику, то, думаю, не составит труда освежить в памяти формулы и теорию, алгоритмы решения задач. У меня был репетитор, к которому я ходил раз в неделю. Разумеется, занимался и дома, но, честно скажу, очень редко. Всё основное время было потрачено на математике и информатику.
Вот, наверное и всё. Это не конец статьи, конечно (до него ещё далеко), но относительно моей подготовки точно да. Теперь о самой процедуре сдачи ЕГЭ.
Первым экзаменом был русский язык. 27 мая всем классом приехали в ППЭ (пункт проведения экзамена). Это совершенно другая школа со своими учителями, так что вы вряд ли встретите знакомых . Примерно минут за 40-45 до начала экзамена выходят организаторы с табличками. К этому времени, как правило, все уже успевают ознакомиться со списком, узнать своё место и кабинет. Чуть позже приглашают внутрь, вместе с пропуском и паспортом. Экзамен начинается в 10 часов и продолжается в зависимости от предмета. В этом году на русский, к примеру, дали 210 минут. Ровно в 10 организаторы вскрывают пакет с КИМами и раздают конверты всем участникам. Быстро заполняем бланк регистрации и приступаем к работе. Часть «A» я сделал относительно быстро, оставил, правда, 2-3 задания на потом, в которых не был уверен. Как только взглянул на часть «B», сразу понял, что всё плохо. Тут стоит, наверное, ещё раз упомянуть, что правила по русскому я никогда не учил. Всё само собой как-то пишется грамотно :) В общем, ожидаемо завалил 2-ую часть экзамена, ответив верно лишь на половину заданий примерно (да, я уже писал вам ранее свои мысли по поводу «B»-части. И вот, до конца экзамена осталось 2 часа. Начинаю писать сочинение. Текст попался про научно-технический прогресс (движение вперёд, влияние НТП на природу и т.д.). Можно сказать, что повезло. Проблема не завуалирована, аргументы можно подобрать без особого труда. Написал. Последний абзац, правда, за минуту до конца экзамена. За временем следят очень строго. Мне рассказывали про случаи, когда организаторы даже листы вырывали по истечении времени, не давая переписать с черновика. Это обязательно учтите. Лучше писать по абзацу в черновик и сразу переписывать в чистовик, попутно делая какие-либо правки. Кстати, страшный момент, когда при тебе запаковывают КИМы. Понимаешь, что вот-вот, и уже ничего изменить будет нельзя :)
Чётко помню как пришёл домой и жутко расстроился из-за «B»-части. За сочинение тоже волновался. Конечно, есть критерии по его оцениванию, но они весьма расплывчатые. Это не математика, где всё четко выверено. Поэтому никогда не знаешь, насколько по душе придется эксперту твоя работа. Мне, к слову сказать, своё сочинение не очень понравилось. Бывали у меня и лучше. Результаты нам сказали спустя две недели. В некоторых регионах России с ними можно ознакомиться раньше на специальном сайте, но это не про Липецк. В общем, всё оказалось не так плохо, как я ожидал — 82 балла. Мог и больше набрать, конечно (рассчитывал на 90 и выше), но из-за B-части не получилось. Зато за сочинение почти максимум — 21 первичный балл из 23 :) Снизили за орфографию и пунктуацию, что ожидаемо. Увы, не успел толком проверить. В части «А» ещё была одна ошибка.
Следующим экзаменом (30 мая) была информатика и ИКТ.Сдавал один из всей школы :) Да, не популярна она у нас, к тому же, в Липецке с информатикой никуда не берут. Отвлёкся :) Приехал с классным руководителем в ППЭ. Зашёл, спокойно написал, всё успел. Была уверенность, что всё сделал верно, но увы. Один первичных балл за неправильно выполненное задание (и было бы в чём :( ) в «B»-части стоил мне 3-ёх тестовых. Как результат — 97 баллов. Я до сих пор не понял, почему у меня там ошибка: задание-то было легкое. Возможно, компьютер считал не так, либо же я что-то не так перенёс в бланк. Насчёт процедуры проведения ничего нового. Всё тоже самое, что и с русским, разве что времени дают больше — 4 часа.
На очереди — математика. Сдавали 3 июня. К ней, как вы уже поняли, я готовился много и упорно. Как результат: 92 балла :) Сняли 1 первичный за не до конца решенную C2 (они поставили туда сечения, к которым я, мягко сказать, был неготов) и 3 балла за C6. Насчт процедуры проведения, опять же, всё по-старому. Ну разве что люди уходили намного раньше дедлайна. Видимо, многим хватило решённых заданий части «B» :).
И наконец физика. Довольно чётко помню 6 июня, когда, после сдачи, я наконец-то понял, что весь этот кошмар (да ладно, не пугайтесь (обращение к будущим выпускникам), я преувеличиваю :)) позади и остается лишь дождаться результатов. Да, за физику получился 81 балл. Ошибки уже не помню. Вроде, больше всего потерял баллов на задачах части «C».
Пишу вот и, возвращаясь к тому времени, хотелось бы особо отметить, что правы те, кто говорят, что сдать ЕГЭ, поступить — это одно, а учиться совершенно другое. Поверьте, это правда. Учиться в вузе гораздо сложнее.В общем, если будут вопросы насчет ЕГЭ — пишите. Отвечу. Либо в комментарии внизу, либо куда-нибудь в социалки (кнопки есть сверху). Надеюсь, что мои советы помогут вам (если среди читателей есть выпускники). Понимаю, что, наверное, поздно опубликовал, но в любом случае, думаю, пригодится еще следующим выпускникам. Да и текущему еще тоже. Осталось примерно два месяца до первого ЕГЭ. Куча времени, на самом деле :) Так что, готовьтесь. И удачи вам :)
Ладно, закончим разговор о ЕГЭ и…что-то там дальше у меня по плану? А, ну да, хотелось бы написать немного о выпускном. В двадцатых числах июня весь класс уже начал готовиться к выпускному. Ну как готовиться. В принципе, всё уже было готово (выход, поздравления, вальс, церемония вручения аттестатов и т.д.), но, конечно, было совершенно ясно, что времени осталось мало. На тот момент уже почти все результаты экзаменов были известны, так что можно было спокойно готовиться к выпускному дню.
И вот он настал. Как сейчас помню, проснулся, умылся, начал собираться. Неспешно надел костюм, завязал галстук, достал туфли. Учитывая, что линейка у нас была ещё в мае, официального собрания как такового и не было. Просто подошли все нарядные к школе, с родителями. Пофоткались, конечно, (без этого никак :)) и поехали на Соборную площадь. Да, есть у нас в Липецке такое место, где по традиции каждый год приезжают все выпускники города. Рассказывать особо нечего. Ну разве что ещё море поздравлений и напутственных слов от администрации города, выступления, танцевальный флешмоб. Ах да, также награждали медалистов. Да, сразу скажу, хоть у меня и две четверки, серебряную медаль я не получил. Дело в том, что для этого необходимо с десятого класса «сохранять ситуацию». В общем, чтобы ни в одном полугодии не было больше двух четверок (для отличников, соответственно, одни пятерки). Так что, если хотите медаль, имейте это в виду. Я никогда не рассчитывал на медаль и не задумывался на эту тему. Так что, наверное, правы те, кто не заморачивается насчет оценок, а делает ставку на ЕГЭ и олимпиады. Когда я поступал в вуз, никто даже не посмотрел у меня разворот с оценками :) Ладно, что-то я опять отвлёкся. После Соборной площади мы с классом поехали обратно в школу, а точнее в ДК. Как сейчас помню, что собрались чуть ли не все жители района (ещё бы, такое событие :) Приготовились нас встречать, а мы разбежались :) (кому-то надо было обувь сменить, у кого-то платье порвалось ну и т.д.) После, уже переодевшись и приведя себя в порядок, выстроившись в ряд (нас было два класса — 11 «А» и 11 «Б») вышли под аплодисменты на сцену. И вот тот момент, которого так ждешь 11 лет — АТТЕСТАТ. Собственно, вот и он)
Далее было запланировано целое представление. Поздравляли администрацию школы, учителей, работников и, конечно же, классного руководителя. Помню, что подарили помимо прочего огромный букет роз. Надеюсь, она смогла унести его домой)). Тогда мне казалось, что прошла цела вечность, потому что концерт затянулся часа на четыре не меньше. Уже полусонный я написал в Твиттер:
Отличный выпускной! Запомню этот день на всю жизнь!))
— Dmitry Borovskikh (@dimantos) June 25, 2013
Потом была дискотека в школе, сладкий стол и всё в этом духе. Не помню сколько я пробыл последние часы в школе (вроде, до пяти утра точно), ну и пошел домой.
Эх… Если кратко, то выпускной мне понравился. Вот честно. Есть что вспомнить. И хорошо, что обошлось без происшествий, а то по-разному, знаете, бывает.
Но всё проходит, и выпускной не исключение. Это лишь миг, который нужно почувствовать и запомнить. Ведь жизнь продолжается, а у выпускников, можно сказать, только начинается. К чему я это всё? Конечно, настала пора определяться с вузом.
Честно, как уже говорил, я рассчитывал сдать ЕГЭ на хорошие баллы, поэтому и готовился. Решения поступать в другой город не было спонтанным. В начале одиннадцатого класса я четко понял: либо сдаю на хорошие баллы и уезжаю, либо остаюсь в Липецке. Желание учиться в Москве (или Питере) все-таки взяло верх, и я очень рад, что у меня все получилось :). Далее, наверное, расскажу немного о каждом вузе, куда я подавал документы, по отдельности.
По правилам подать копии можно не в более чем пять вузов. Я не знаю, отслеживается ли это где-то. Слышал о случаях, когда люди подавали и в большее число, но лучше не рисковать. Пять вузов — это и так очень много. Так что хорошо подумайте. И да, документы до окончания приёмной кампании можно отзывать и подавать в другой вуз. Главное, чтобы в сумме было не больше пяти.
Первым вузом был ЛГТУ. Это наш липецкий политех. Не буду врать, для меня он был запасным вариантом (впрочем, как и физика, которую сдавал только ради этого вуза, т.к. с информатикой у нас в городе нигде не принимают). До сих пор недоумеваю, как можно принимать на IT-специальности по физике, а не по ИКТ. Ладно, оставим эту тему. Что могу сказать. Документы подал достаточно быстро. Нужны оказались только фотки (их, кстати, я сделал сам дома, советую тем, кто умеет более или менее нормально фоткать и работать с фотошопом; так выйдет намного дешевле), копия паспорта и аттестата. Баллы ЕГЭ вы называете сами (после их проверяют по федеральной базе). Скажу даже больше. Сертификат не нужен ВООБЩЕ. Т.е. даже при приеме оригиналов, скорее всего, у вас его не потребуют. Так что, чисто этакая бумажка на память получается. Итак, насчет ЛГТУ, пожалуй, все. Самое интересное было-то впереди))
И вот, 4 июля мы с мамой поехали в Москву. Прибыли утром и сразу поехали в ВШЭ. Помню, что до начала работы приемной комиссии было еще часа два, но, боже, сколько уже абитуриентов стояло в очереди! Понятно, конечно, люди приезжают с разных городов, но я не ожидал, правда, ТАКОГО количества. Итак, подача документов в Вышке на самом высоком уровне из всех вузов, куда я поступал. Дело в том, что на сайте можно заранее заполнить заявление и назначить дату и время (из доступных), когда ты сможешь приехать. Так что, вместо многочасовой очереди, меня ждали лишь пять минут, когда распечатали бумаги. В общем, совет абитуриентам: не тупите и подавайте заявление по интернету, если это возможно. Всем будет от этого лучше. Немного скажу о направлениях, на которые я оставил заявление. Первое — «программная инженерия», затем «прикладная математика и информатика» (куда я в конце концов и поступил) и «прикладная информатика (МИЭМ)».
Следующим вузом был МГУ. Решил попробовать на ВМК. Процесс подачи документов там был очень долгим. Во-первых, все заполняется вручную, во-вторых, по строго определенному образцу. Если будет много правок — заставят переписывать (собственно, один из листов я умудрился-таки испортить :)). Вместе с распиской дали направление на сдачу ДВИ. Да, на некоторых факультетах МГУ нужно писать еще вступительный экзамен. Потом все баллы суммируются и определяется, проходишь ты по конкурсу или нет. Кстати, для МГУ ВМК помимо информатики нужна еще и физика.
Четвертым вузом был МФТИ. Не знаю, зачем я туда подавал, если честно (впоследствии пришлось отозвать оттуда документы). Поступить туда очень сложно. Почти нереально, если у вас нет олимпиад. Уже смотря на списки на сайте я понимал, что шансов нет. Что касается процедуры подачи документом, то здесь меня ждал сюрприз. Вместе с приемом документов, провели краткую консультацию перед перед предстоящим собеседованием. Да, есть такая штука в МФТИ. В зависимости от результатов собеседования, вас могут рекомендовать на тот или иной факультет. Так вот. Дали несколько интересных логических задачек порешать)).
После я решил взять перерыв (оставался ещё один вуз, куда можно было подать) и начал готовиться к ДВИ. Перед этим была еще одна поездка в Москву на собеседование в МФТИ. Рассказывать тут нечего. Приехал, сказали что баллов недостаточно для данного направления (ах да, подавал я на ФИВТ). Очень хотелось пройти, но увы. Баллы там и правда в итоге оказались на уровне 290, плюс кучу мест заняли олимпиадники.
16 июля поехал на ДВИ в МГУ. Сразу скажу, задачи там не из простых (это вам даже не часть C из ЕГЭ). В итоге, написал плохо. Так что если вы не готовились раньше, шансы небольшие. В МГУ я решил поступать спонтанно, так что было не очень обидно, но всё же. Конечно, баллов 30 до проходного мне не хватило, в итоге, хотя мест там много (около 300). Но, разумеется, их все занимают олимпиадники и люди с 440 баллами (ну и чуть ниже, ок :))
В этот же день после ДВИ заехал в Бауманку и написал заявление на ИУ-5, ИУ-9 и Э-10. Что касается Бауманки, то здесь мне тоже почти нечего сказать. Документы приняли быстро. Очень крутое у них здание, кстати. И большое. Помню, что долго не мог найти приёмную комиссию.
Вот так я подал документы в пять вузов. Примерно 18 июня принял решение забрать документы (благо у них это можно сделать через интернет, отправив скан заявления отказа) из МФТИ (шансов все равно не было) и подать в СПБГУ. Это был единственный вуз Питера, куда я отправил документы. Отправлял, к слову сказать, через СПСР почти в последний момент. Но дошло всё быстро (буквально дня за два, так что советую СПСР; у них еще и акция была, что-то вроде 300 рублей на документы ЕГЭ в любой вуз России). Еще до окончания приема документов мне позвонили с СПБГУ и подтвердили получение.
Ещё была мысль забрать документы из МГУ и подать в Воронеж, но для этого пришлось бы лишний раз мотаться в Москву. Почему, кстати, Воронеж? Ну, этот город совсем недалеко от Липецка, я там много раз был. На мой взгляд, Воронеж побольше и поинтереснее. Выбор вузов там также богаче. И с информатикой много где принимают, кстати)) Но не получилось в итоге отправить туда документы.
По закону 26 июля все вузы обязаны опубликовать у себя на сайтах и стендах рейтинговые списки. Некоторых вузы (такие как ВШЭ, МФТИ, ЛГТУ и другие) публикуют их сразу с начала приемной кампании и после уже каждый день обновляют. Так вот. Что касается ВШЭ, то я был очень далеко в списке по всем факультетам и явно в бюджетные места не попадал. Впрочем, как и с остальными вузами (ну кроме ЛГТУ). Дело в том, что почти все бюджетные места в столичных вузах занимают олимпиадники. Всевозможных олимпиад в России, как оказалось, пруд пруди. Так что будьте к этому готовы. Правда, в ВШЭ всё круто устроено. В не зависимости от того, сколько мест займут олимпиадники, 25 процентов от первоначально доступных бюджетных мест, будет выделено абитуриентам с ЕГЭ. Ну а дальше уже по баллам. Как сейчас помню, смотрел на списки ВШЭ, на фамилии, имена, и даже не думал, что скоро будем учиться вместе :).
Конечно, со списками стоит обращаться аккуратно. Дело в том, что зачастую они сильно «раздуты». Ведь каждый абитуриент имеет право подавать в пять вузов, но в итоге-то он пойдет только в один, следовательно, все остальные места освобождаются. Ведь даже если человек уже отнес оригиналы куда-нибудь, мало кто будет возиться с тем, чтобы забирать копии из остальных, а место он занимает. Вузы это понимают и стараются спрогнозировать ситуацию. Звонят и спрашивают, серьезные у тебя намерения поступления, иди ты рассматриваешь вуз как запасной вариант. Конечно, мало кто ответит честно, но в какой-то мере это помогает условно отсеять подобных абитуриентов. В этом плане я не понимаю олимпиадников, которые в любом случае поступают на выбранное направление, подают ещё и на другие. Вот честно, неужели мало времени было определиться? :) Так что, особо не расстраивайтесь, когда не увидите себя в числе первых. Если вы 300-ый или 400-ый, а мест всего, скажем, 100, то, скорее всего, вы пройдете.
Уже ближе к окончанию приёма оригиналов выяснилось, что я прохожу на некоторые направления ВШЭ, Бауманки, СПБГУ и ЛГТУ. Тут стоит отметить, что «проходить» можно по-разному. Есть официальные списки рекомендованных к зачислению. Так называемая, «первая волна», а есть неофициальные, когда ты сам отслеживаешь ход подачи аттестатов и прикидываешь, будет ли «вторая волна» и попадёшь ли ты в неё. Иногда вузы сами звонят и говорят об этом. Та вот, в первой волне я проходил только в ЛГТУ и Бауманку. И уже хотел было отвезти оригиналы в Бауманку (и даже ездил в Москву), но в итоге остановился. Было страшно, но я решил рискнуть.
Получилась интересная ситуация. Вечер 4 августа, а я до сих пор никуда не отдал аттестат. И кстати да, ещё одна тонкость. Если вы были рекомендованы в первой волне, но не пошли в этот вуз, далее вас просто исключают из конкурса без дальнейшей возможности поступления. Но каково же было мое удивление, когда я приехал после Бауманки, зашел на сайт ВШЭ и увидел, что балл на «прикладную математику и информатику» упал до 270. И я прохожу! Так как ПМИ было в приоритете, то уже седьмого числа я отправился в Москву и отдал оригиналы. Если честно, то очень долго выбирал между Вышкой и СПБГУ (туда, кстати, тоже прошёл во второй волне). Но то ли Москва ближе к Липецку, то ли этот ужасный питерский климат, но в итоге я выбрал ВШЭ.
Поступил-таки в Вышку, ура! :)) #ВШЭ #HSE pic.twitter.com/yONpi6tPhy
— Dmitry Borovskikh (@dimantos) August 10, 2013
Вооот… Наверное, на этом пора закругляться (если вспомню что-нибудь ещё очень важное, то допишу и обновлю статью). Спасибо, что прочитали. Я предполагал, что пост получится длинным, поэтому решил разбить свой «What happened #3» на две части. Во второй напишу уже о жизни в Москве, моей адаптации, и, конечно же, о студенческой жизни и ВШЭ. О том, как у меня всё сложилось до сегодняшнего момента.
В общем, пишите, если хотите что-либо обсудить, задавайте вопросы. Как я уже сказал, «я вернулся». Планирую писать на блог почаще. Хотя, честно скажу, трудно найти время. Например, вторую половину этого поста (первая половина, как я уже говорил, валялась в черновиках с лета) я написал в поезде, когда недавно ездил домой. А сейчас пойду учить билеты к предстоящему в субботу коллоквиуму по линейной алгебре.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.